С началом зимнего периода эксплуатации все узлы, детали и системы автомобиля, в том числе электрооборудование, подвергаются повышенным нагрузкам. Аккумулятор не является исключением. По причине естественных физических процессов при низкой температуре плотность электролита уменьшается, при этом снижается напряжение на клеммах. При неправильной эксплуатации в мороз очень легко разрядить даже новый аккумулятор до состояния невозможности прокрутить стартер автомобиля.
При движении в зимних условиях для питания потребителей электротока от генератора поступает меньше электроэнергии и возникает отрицательный энергобаланс. Недостающая энергия компенсируется АКБ, поэтому батарея не получает достаточно заряда для восстановления своего потенциала. Особенно критическая ситуация складывается при движении в городских условиях на короткие расстояния с частыми пусками двигателя. В результате такой эксплуатации автомобиль утром может не завестись из-за разряженной аккумуляторной батареи. Ситуация усугубляется тем, что разряженный аккумулятор может замерзнуть, после чего он отправляется на утилизацию.
Работоспособность батареи в зимний период можно обеспечить грамотной эксплуатацией и выполнением несложных правил. В холодное время года световой день короткий, поэтому часто приходится пользоваться фарами с противотуманками. Также постоянно работает на повышенных оборотах отопитель салона для поддержания оптимальной температуры. Кроме того, много электроэнергии требуется для функционирования «зимнего пакета», который в современных моделях (в зависимости от комплектации автомобиля) может включать:
Большая часть заряда аккумулятора расходуется в момент пуска мотора. Вращать якорь стартера, входящего в зацепление с маховиком, который установлен на коленвале двигателя, из-за загустевшей моторной смазки намного труднее. Процесс также продолжительнее по времени, когда каждая секунда имеет большое значение. Поэтому применение масла требуемой вязкости, установленной производителем, позволяет понизить нагрузку на стартер, а значит и на АКБ.
Пуск мотора должен продолжаться не более 10 сек. Если двигатель не заводится, то следующую попытку следует повторить через 2‒3 минуты. Чтобы избежать полной разрядки аккумулятора рекомендуется приобрести зарядное устройство и постоянно подзаряжать батарею для поддержания ее в работоспособном состоянии. Такая возможность есть у владельцев электрифицированных гаражей.
Снизить до минимума энергопотребление. Не пользоваться без крайней необходимости после прогревания салона обогревом сидений, руля и зеркал, не включать на максимальную громкость мультимедийный центр, особенно с подключенным активным сабвуфером. При наличии уличного освещения рекомендуется выключать фары при движении в городских пробках и гасить габаритные огни на парковке.