На протяжении зимнего периода эксплуатации аккумуляторная батарея автомобиля подвергается повышенным нагрузкам. Печка салона, подогрев сидений, обогрев стекол и зеркал, а также головная оптика, задние фонари и другие потребители тока транспортного средства, функционирование которых необходимо в холодное время, являются причиной усиленного расхода электроэнергии.
При городском стиле езды с невысокой средней скоростью, частыми остановками и продолжительной работой мотора на холостых оборотах аккумулятор не получает требуемый заряд для полного восстановления напряжения. Кроме того, по причине низкой температуры воздуха снижается плотность АКБ. Все перечисленные факторы приводят к тому, что после зимней эксплуатации аккумулятор разряжается и теряет емкость.
Необходимость регулярной зарядки батареи
В качестве подготовки к летнему сезону аккумуляторная батарея требует обслуживания и зарядки до максимума с помощью специального устройства. В обслуживаемых аккумуляторах в каждой банке проверяется электролит и доводится до уровня методом доливки дистиллированной воды.
Необслуживаемые аккумуляторы оснащаются специальным индикатором. Степень работоспособности АКБ и необходимость зарядки определяется по изменению цвета окошка. Если цвет индикатора после полной зарядки не меняется, значит, батарея подлежит замене.
Летом уверенный пуск двигателя может осуществляться и при неполностью заряженном источнике тока. Но при этом эксплуатационный ресурс АКБ существенно сокращается. Поэтому требуется поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии и на протяжении летнего периода эксплуатации.
Опасная для АКБ сульфатация
Эксплуатация незаряженной батареи (с низкой плотностью электролита) приводит к необратимой реакции сульфатации ‒ процесса, в результате которого на электродах и пластинах откладывается сернокислый свинец. Отложения через короткий промежуток времени покрывают всю поверхность. Кристаллы сульфата на электродах являются причиной:
- снижения полного заряда;
- уменьшения отдачи электроэнергии;
- падения емкости батареи;
- снижения электрохимических параметров аккумулятора.
Сульфатация пластин происходит постепенно. Сначала начинает возрастать внутреннее сопротивление, уменьшается активная поверхность и падает емкость АКБ. Начало процесса сульфатации автовладельцы могут определить при осмотре контактных пластин по следующим симптомам:
- появление на клеммах образований, имеющих коричневый оттенок;
- заметное разбухание пластин;
- видоизменения внешнего вида аккумулятора;
- резкое уменьшение емкости батареи;
- повышенное выделение газов;
- изменение цвета электролита.
Повышение внутреннего сопротивления приводит к быстрому закипанию АКБ. Устранить проблему можно только на начальной стадии сульфатации. Восстановить параметры батареи можно проведением цикла разрядки и полной зарядки. Своевременное принятие мер позволит продлить эксплуатационный ресурс батареи.